пятница, 17 декабря 2010 г.

Погружения

 Есть в Японии такая профессия – Ама. Так называют женщин, которые погружаются в океан на глубины до 20 метров за жемчугом, моллюсками и водорослями. Это представители консервативной профессии, потому что в наш век огромного количества изобретений они ныряют в одних шортах с поясом из свинцовых грузиков. Никаких аквалангов, только воздух, набранный в легкие. Это опасное ремесло, даже несмотря на то, что на поверхности воды в лодке сидит ее мужчина, готовый по сигналу буквально выдернуть ныряльщицу из воды, словно катапультирующегося пилота истребителя.  Делается все это, чтобы добыть драгоценные продукты со дна океана. 

Ныряльщиц Ама можно сравнить с несколько далекой от них практикой, имеющей популярность среди людей, так или иначе связанных с творчеством. Есть сложившие стереотипы, что все художники и писатели в лучшем случае – беспросветные алкоголики (так обычно говорят про классиков или современников - приверженцев классического стиля), или – если в их произведениях преобладают трудно воспринимаемые или совершенно радикальные идеи – в таком случае их считают наркоманами. Также, всем известно, что если автор в своих заметках на форумах упоминает что-то слишком замысловатое для ума среднестатистического человека-животного, то в комментариях часто раздаются реплики типа «Отсыпь», «Что курил автор?».
Как и все стереотипы, эти – имеют под собой фактическую базу, которую нет смысла отрицать. Сам по себе стереотип упрощает восприятие сложного объекта, обрезая его особенности, нюансы, оставляя опосредствованное восприятие о чем-то новом. Да, он лишает воспринимающего тонкостей и деталей этого нового объекта, но зато реципиент лишен пугающего чувства неопределенности. Он быстро бросает новое в кучу, подсказанную стереотипом. Слава богу, все хорошо.
Посмотрим, а откуда растут корни стереотипа «Что курил автор?». В автобиографических работах многих писателей и музыкантов есть признания в приеме наркотических веществ. Многие из них умерли от передозировки, от того, что перепились и подавились рвотными массами. Что их туда так влечет? Что дают им наркотики? Обычному человеку они, очевидно, не дают ничего: «О, торкнула, гага, прикольна было! Я и Васян не поняли ниче ваще! Надо еще б раскумариться. Слышь, братух, есть че?»
Алкоголь и прочие наркотики во многом объединены общим принципом – они подавляют сознание, логический аппарат. И это периодически чертовски необходимо! Человеческое сознание работает по принципу – всегда есть причина и всегда есть следствие. Это его огромное преимущество и огромная проблема. Почему преимущество, думаю, всем понятно. А проблема возникает, когда сознание сталкивается с вещами, у которых нет ни причин, ни следствий. Это уже совершенно другие категории. Например, искусство. Его не нужно анализировать (потому что теряется его «магия»), его просто следует принять, пропустить через свой чувственный аппарат, и прислушаться – играют ли струны твоей души от этого культурного объекта? Есть ли резонанс? Так мы открываем в себе огромный чувственный мир, находя в нем отклики на произведения искусства.
А где же живет этот чувственный мир? Там где нет сознания! Вспомните свои сны, в них постоянно случаются вещи, которые не объяснить логически. В один момент вы на вечеринке с друзьями, присматриваетесь к новой девушке, в другой момент вы на улице совершенно голый из-за чувства стыда, потому что девушка у вас уже есть в реальной жизни. Так вот, чтобы создать произведение искусства, требуется погрузиться в это бессознательное, отринуть всю логику, и просто смотреть, что там есть. Там – это в самом себе. Потому что объективно для нас существуем только мы сами. Проводниками становятся спиртное, марихуана, ЛСД, грибы, мескалин и прочие, они дают шанс нырнуть в глубину своего океана, того первобытного Хаоса, подавленного сушей сознания, окунуться в его бездонные пучины, в которых обитает и божественная красота и дьявольская мерзость, и выплыть в похмелье с драгоценными жемчужинами бессознательного, если позволит память.
Конечно, всегда есть шанс, что погружение пройдет с осложнениями, что не хватит воздуха или дрогнет рука страхующего на лодке. И на суше, ох как, спокойнее. Но есть люди, которые не могут жить без ныряния, потому что жизнь их без жемчуга пуста, сера и лишена какого-либо смысла. И, да, многие превышали дозволенное время нахождения на глубине, и многие там оставались, либо сразу умирая, либо заканчивая свои дни в «желтом доме». Потому что за все надо платить, и это неизбежно, как восход Солнца. И, да, требуется сила воли, чтобы сказать «стоп!» вовремя.
И все же именно эти погружения открывают нам мир с другой стороны, толкают прогресс вперед, когда логика зашла в тупик, да и просто вносят краски в наш скучный и серый порой мир.    

Комментариев нет: